Мастерство художественной керамики

«Мастерство художественной керамики (изготовление изделий из глины на гончарном круге) как одно из средств коррекции речевого развития старших  дошкольников»

          
Введение :
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
 Одним из немаловажных аспектов развития ребенка старшего дошкольного  возраста, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого занятия лепкой (гончарным делом) являются эффективной заменой пальчиковым играм. Работа с глиной успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арт-терапией для детей.
Используя технологии гончарного дела,  у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.
Лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность - ребенок находит выход своим чувствам - непоседливым и неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться.
Актуальность выбранной темы нашего исследования обусловлена такими факторами, как:
- значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму;
- необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики.
- эффективностью использования гончарного дела для коррекции  речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
- важностью взаимодействия в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
 
Цель модуля:
повышение профессиональной компетентности  старших воспитателей, методистов, педагогов дополнительного образования специалистов по ИЗО, учителей-логопедов, руководителей ИЗО-студий, воспитателей по вопросам коррекции речевых нарушений с использованием гончарного дела.
 
Задачи модуля:  
  • Показать возможности использования гончарного дела в коррекции речи детей,
  • Развить навыки  организации работы по художественной керамике и гончарному делу в ДОУ
 
Ожидаемые результаты
  • использование полученной информации для организации деятельности в ДОУ по художественной керамике и гончарному делу, по использованию изобразительной деятельности  для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников
  • расширение знаний по проблеме коррекции речевых нарушений,
  • приобретение опыта в использовании  предметов художественной керамики в ДОУ
 
Итоговый продукт:   
  • презентационные материалы в электронном варианте
  • рабочие материалы в помощь  педагогам дополнительного образования специалистам по ИЗО,  учителям-логопедам, руководителям ИЗО-студий, воспитателям.
Категории слушателей:
старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования специалисты по изодеятельности, учителя-логопеды, руководители ИЗО-студий, воспитатели.
Учебно-тематический план

Название тем модуля
Всего
лек.
практика
Форма контроля
Мастерство художественной керамики (изготовление изделий из глины на гончарном круге) как одно из средств коррекции речевого развития старших дошкольников
8
4
4
 
Модель организации взаимодействия коррекционной и эстетической служб.
2
2
 
 
2
Нормативно-правовая база в ДОУ по  коррекции речевых нарушений.
1
1
 
 
3
Технология обучения художественной керамики.
4
 
4
 
4
Организация работы с родителями.
1
1
 
Анкета

 
Содержание
Тема 1. Организация работы в ДОУ по проблеме коррекции речевых нарушений. (2 ч. – лекционное занятие). 
Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ.Анализ методик по развитию речи дошкольников.   Основные проблемы и пути решения проблемы речевых коррекций. Профилактика проблем речевых нарушений. Методы по коррекции речевых нарушения, используемые в работе с родителями. Этапы  коррекционно-развивающей работы.  Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка. Развитие ребенка при работе с глиной.
Тема 2. Нормативно-правовая база в ДОУ по  коррекции речевых нарушений. (1 ч. лекционное занятие). 
 
Тема 3. Технология обучения художественной керамики. (4 ч. практический)
Введение в проблему. Этапы творческого развития ребенка. Техника безопасности при работе на гончарном круге. Методы и приемы, используемые в работе на гончарном круге. Предметная, сюжетная лепка.  
 
Тема 4. Организация работы с родителями. (1 ч. лекционное занятие). Методы,  используемые в работе по организации гончарного дела. 
Вопросы для контроля
Назовите этапы  коррекционно-развивающей работы.Какие документы регулируют работу по  коррекции речевых нарушений. Назовите этапы творческого развития ребенка. Перечислите методы и приемы, используемые в работе на гончарном круге. Какие методы используют в работе по организации гончарного дела. 
 
 
 
 Модуль                                               
«Мастерство художественной керамики (изготовление изделий из глины на гончарном круге)как одно из средств коррекции речевого развития старших  дошкольников»
          
Введение в модуль:
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
 Одним из немаловажных аспектов развития ребенка старшего дошкольного  возраста, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого занятия лепкой (гончарным делом) являются эффективной заменой пальчиковым играм. Работа с глиной успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арт-терапией для детей.
Используя технологии гончарного дела,  у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.
Лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность - ребенок находит выход своим чувствам - непоседливым и неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться.
Актуальность выбранной темы нашего исследования обусловлена такими факторами, как:
- значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму;
- необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики.
- эффективностью использования гончарного дела для коррекции  речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
- важностью взаимодействия в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
 
Цель модуля:
повышение профессиональной компетентности  старших воспитателей, методистов, педагогов дополнительного образования специалистов по ИЗО, учителей-логопедов, руководителей ИЗО-студий, воспитателей по вопросам коррекции речевых нарушений с использованием гончарного дела.
 
Задачи модуля:  
  • Показать возможности использования гончарного дела в коррекции речи детей,
  • Развить навыки  организации работы по художественной керамике и гончарному делу в ДОУ
 
Ожидаемые результаты
  • использование полученной информации для организации деятельности в ДОУ по художественной керамике и гончарному делу, по использованию изобразительной деятельности  для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников
  • расширение знаний по проблеме коррекции речевых нарушений,
  • приобретение опыта в использовании  предметов художественной керамики в ДОУ
 
Итоговый продукт:   
  • презентационные материалы в электронном варианте
  • рабочие материалы в помощь  педагогам дополнительного образования специалистам по ИЗО,  учителям-логопедам, руководителям ИЗО-студий, воспитателям.
Категории слушателей:
старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования специалисты по изодеятельности, учителя-логопеды, руководители ИЗО-студий, воспитатели.
Учебно-тематический план

Название тем модуля
Всего
лек.
практика
Форма контроля
Мастерство художественной керамики (изготовление изделий из глины на гончарном круге) как одно из средств коррекции речевого развития старших дошкольников
8
4
4
 
Модель организации взаимодействия коррекционной и эстетической служб.
2
2
 
 
2
Нормативно-правовая база в ДОУ по  коррекции речевых нарушений.
1
1
 
 
3
Технология обучения художественной керамики.
4
 
4
 
4
Организация работы с родителями.
1
1
 
Анкета

 
Содержание
Тема 1. Организация работы в ДОУ по проблеме коррекции речевых нарушений. (2 ч. – лекционное занятие). 
Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ.Анализ методик по развитию речи дошкольников.   Основные проблемы и пути решения проблемы речевых коррекций. Профилактика проблем речевых нарушений. Методы по коррекции речевых нарушения, используемые в работе с родителями. Этапы  коррекционно-развивающей работы.  Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка. Развитие ребенка при работе с глиной.
Тема 2. Нормативно-правовая база в ДОУ по  коррекции речевых нарушений. (1 ч. лекционное занятие). 
 
Тема 3. Технология обучения художественной керамики. (4 ч. практический)
Введение в проблему. Этапы творческого развития ребенка. Техника безопасности при работе на гончарном круге. Методы и приемы, используемые в работе на гончарном круге. Предметная, сюжетная лепка.  
 
Тема 4. Организация работы с родителями. (1 ч. лекционное занятие). Методы,  используемые в работе по организации гончарного дела. 
Вопросы для контроля
Назовите этапы  коррекционно-развивающей работы.Какие документы регулируют работу по  коррекции речевых нарушений. Назовите этапы творческого развития ребенка. Перечислите методы и приемы, используемые в работе на гончарном круге. Какие методы используют в работе по организации гончарного дела.